Дистальный прикус (верхняя макрогнатия, прогнатия)


Автор: Бродский Сергей Евгеньевич Заместитель главного врача, кандидат медицинских наук по специальностям: стоматология и медицинская микробиология Из врачебной практики известно, что дистальный прикус это сложная зубо-челюстная аномалия,которая есть у каждого третьего ортодонтического пациента. Причины, последствия, срок лечения дистального прикуса можно узнать из данной статьи.
  • Дистальный прикус: это что?
  • Если не лечить дистальный прикус?
  • Причины дистального прикуса
  • Дистальный прикус: фото
  • Как исправить дистальный прикус
  • Лечение прогнатии у детей
  • Исправление дистального прикуса у взрослых
  • Срок лечения дистального прикуса

Разновидности

В ортодонтии есть классификация, согласно которой выделяют два вида прогении. Подробнее о каждом из них:

  1. Истинная. Нарушено расположение передних и боковых зубных единиц. Между челюстями образуется щель. Исправить дефект без оперативного вмешательства можно лишь в детском возрасте.
  2. Ложная (старческая). Аномалия затрагивает только некоторые центральные зубы. Встречается преимущественно у лиц преклонного возраста.

Виды прогнатии:

  1. Истинная прогнатия. Данный тип патологии встречается редко. Верхняя челюсть имеет аномально большие размеры. Восстановление нормальных пропорций возможно только у детей посредством использования аппарата Френкеля.
  2. Ложная прогнатия. Нижняя челюсть глубоко западает. Лечение— ортодонтическое или хирургическое.


А – постановка зубов при прогении, б – при прогнатии

Причины прогении и прогнатии

Все дети рождаются с дистальным прикусом. Но в процессе естественного вскармливания ребенок активно тренирует нижнюю челюсть, и со временем прикус становится нормальным.

В более старшем возрасте прогнатия возникает по следующим причинам:

  • искусственное вскармливание;
  • длительное сосание пустышки;
  • ротовое дыхание (при хронических ЛОР-патологиях);
  • перенесенный рахит;
  • раннее удаление молочных зубов;
  • неправильная осанка;
  • неправильное положение тела и головы во время сна.

Прогения может развиваться и-за врожденных или приобретенных факторов. Вот полный перечень причин:

  • неблагоприятная наследственность;
  • употребление некоторых медикаментов во время беременности;
  • тяжелые заболевания, перенесенные матерю во время вынашивания ребенка;
  • родовые травмы;
  • недоразвитость челюстной кости;
  • патологии альвеолярных отростков;
  • вредные привычки (сосание пальцев или верхней губы);
  • длительное использование соски;
  • болезни дыхательной системы;
  • поздняя смена зубов;
  • макроглоссия (слишком крупный язык);
  • осложнения после хирургического вмешательства на челюстно-лицевой области.


Формы прогнатического прикуса

Существует 4 формы дистальной окклюзии зубных рядов:

  • I форма – характеризуется ретрогнатией (недостаточным развитием) нижней челюсти, при этом верхняя развита нормально;
  • II форма – наблюдается макрогнатия (чрезмерное увеличение) верхней челюстной кости, а также слишком большой размер верхних коронок. Нижняя челюсть – без отклонений;
  • III форма – диагностируется сразу 2 аномалии – недоразвита нижняя челюсть и чрезмерно развита верхняя;
  • IV форма – только передний участок верхнего зубного ряда выступает вперед.

Симптомы

Для прогении характерна определенная клиническая симптоматика. Вот основные признаки:

  • нижняя часть лица объемная и высокая;
  • подбородок суженный или заостренный;
  • верхняя губа уплощенная;
  • нижняя губа немного вывернутая;
  • выраженные носогубные складки;
  • ассиметрия лица;
  • отсутствие складки под нижней губой;
  • удлиненный нос;
  • проблемы с дикцией (чаще всего шепелявость);
  • нарушение жевательной функции;
  • зубы имеют разное положение и растут в разных направлениях.

Мезиальный прикус распространен у детей, но редко встречается во взрослом возрасте (после 20 лет).

При прогнатии наблюдаются следующие симптомы:

  • полуоткрытый рот;
  • недоразвитие нижней челюсти и сдвиг ее назад;
  • наличие продольной щели между резцами верхнего и нижнего ряда;
  • визуально уменьшенная нижняя треть лица;
  • затрудненное ротовое дыхание;
  • дефекты дикции.


Внешность пациента и соотношение зубов при прогении

Последствия прогении и прогнатии

Иногда люди не замечают у себя неправильный прикус и живут с ним до старости. Но имеющиеся нарушения негативным образом сказываются на состоянии здоровья. Они способствуют прогрессированию ряда заболеваний.

Последствия прогении:

  • нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава;
  • патологии пищеварительного тракта (из-за некачественного пережевывания пищи);
  • деформации лица;
  • заболевания десен;
  • раннее разрушение зубов;
  • спазмы лицевых мышц;
  • проблемы с протезированием.

Последствия прогнатии:

  1. Дефекты дикции.
  2. Изменение пропорций лица.
  3. Сложности при чистке зубов. Быстро образуются зубные камни и налет, что создает благоприятную среду для размножения патогенных микроорганизмов.
  4. Истончение костных тканей на отдельных участках из-за неравномерной нагрузки на зубы.
  5. Высокий риск развития стоматологических заболеваний (кариесов, гингивитов, парадонтитов).


Смыкание зубов при истинной и ложной прогении

Причины появления

Прогнатизм, как правило, является наследственным дефектом и либо «достается» от родителей, имеющих аналогичные проблемы, либо может возникать в следствии неправильного развития челюсти у ребенка.

Потенциальными причинами могут быть:

  • неправильное дыхание носом в детстве
  • некорректное кормление в младенческом возрасте (если кормление не подразумевает нагрузку на зубо-челюстную систему малыша, это может стать причиной дальнейших отклонений)
  • ранняя смена молочных зубов
  • дефицит витамина D и потенциальные осложнения после рахита

Как исправить

Прогения и прогнатия поддаются коррекции, но методы лечения могут быть разными. В детском возрасте кости податливые и хорошо реагируют на лечебные манипуляции.

Способы лечения прогении у детей:

  • коррекция уздечки;
  • использование окклюзионных накладок;
  • миогимнастика (разминка мышц с целью оптимизации их функционирования);
  • массаж альвеолярного отростка;
  • использование пластинок и активаторов.


Аппараты для исправления прикуса
У подростков справиться с дефектом уже бывает гораздо сложнее. Требуется больше времени и усилий, чем у малышей. Им показана ортодонтическая коррекция с помощью брекет-систем, кап или трейнеров. Параллельно с этим рекомендуется посещать логопеда (если есть проблемы с речью).

Для устранения дефекта у взрослых можно использовать следующие изделия:

  • дуговые аппараты с межчелюстной тягой;
  • аппарат Брюкля;
  • брекеты.

В сложных случаях показано хирургическое вмешательство. Это может быть элементарное удаление зуба или операция на нижней челюсти.

Для лечения прогнатии у детей специалисты используют приспособления, ускоряющие рост нижнего ряда зубов и сдерживающие рост верхней челюсти. К ним относятся:

  • инструменты-активаторы;
  • сдавливающие повязки;
  • аппарат Френкеля.

У взрослых дистальный прикус корректируется брекетами. При наличии показаний может проводиться хирургическое вмешательство.

Статья:

Что конкретно делать, если у малыша прогнатия: абсолютно не «волевой» подбородок, нижняя челюсть «отползла» назад, а верхние зубки, как у кролика, выдаются вперёд? Упражнения для губ и нижней челюсти – миогимнастика, проводится параллельно с дыхательной гимнастикой и ношением вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вниз). Естественно, во время миогимнастики пластинки во рту малыша быть не должно. Проделываются упражнения 2-3 раза в день сначала 5 минут, затем — 10-15 минут, сидя перед зеркалом. Не берите для работы с ребенком сразу весь комплекс. Начните с одного-двух упражнений. Когда они будут хорошо получаться, осваивайте следующие, но не забывайте повторять предыдущие. И хорошо бы перед началом домашних самостоятельных занятий побывать у логопеда.
1. Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком», т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).

2. Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).

3. Чередовать упражнения «Улыбка» — «Трубочка» под счет «раз-два» не менее 10-15 раз. Зубы всё время сжаты! Не торопитесь! Фиксируйте то и другое положение губ.

4. Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд (см. упр. «Трубочка»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).

5. Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.

6. Упражнение «Досада».Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.

7. Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10раз.

8. Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.

9. Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.

10. Упражнение «Прятки». а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);

б) «Спрятать» верхнюю и нижнююгубы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).

11. Упражнение «Рубанок». «Поскрести» нижними центральными резцами по верхней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперёд и энергично «работает».

Как устранить прогению?

Исправить прогению (нижняя челюсть неестественно выдаётся вперёд) бывает непросто. Но регулярное ношение вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вверх) и выполнение артикуляционных упражнений (миогимнастики) помогают справиться и с этой аномалией прикуса.

Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».

1. Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»: а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;

б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.

Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!

2. Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.

3. Упражнение «Кролик»: а)покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.

б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.

А теперь поиграет с губками и зубками в «прятки».

4. Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается.

С помощью артикуляционных упражнений и пластинок ребёнок приобретает полезные навыки, помогающие справиться с произношением трудных звуков, у него формируется правильный прикус. Но надо быть готовым к тому, что ношение пластин и постановка звуков растянется на несколько лет. От родителей и от ребёнка это потребует огромного терпения.

Профилактика

В качестве профилактики прогении и прогнатии специалисты дают следующие рекомендации:

  • своевременно пролечивать патологии зубочелюстной системы;
  • отучать детей о вредных привычек (сосания пальцев, губы и других);
  • контролировать положение тела и головы ребенка во время сна;
  • следить за осанкой ребенка.

Беременным женщинам нужно внимательно относиться к своему здоровью. Важное значение имеет правильное питание с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Также, следует стараться беречься от инфекций, минимизировать стрессы. Избежать нарушений всегда проще, чем потом заниматься лечением.

Своевременное выявление прогении и прогнатии гарантирует более простую и результативную терапию. Поэтому, при наличии симптомов мезиального или дистального прикуса, не стоит откладывать визит к врачу.

Срок лечения дистального прикуса

У взрослых и детей срок лечения дистального прикуса различен. Это объясняется различиями в размерах и минерализации костной ткани челюстей.

У подростков и детей срок лечения по коррекции дистального прикуса может занять от пяти-шести месяцев до двух лет. Взрослым пациентам на это потребуется от трех до шести лет, включая время на ортогнатическую хирургию.

Ретенционный период после завершения ортодонтического лечения, как правило требует срок в два раза больше, чем само лечение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]