Как режутся зубки: порядок их появления
Каждый взрослый может понять, что чувствует малыш, когда у него режутся первые зубки – достаточно вспомнить, как появлялись так называемые «зубы мудрости». Припухлость десен, зуд и боль, – согласитесь, приятного мало. Поэтому грудные дети часто начинают капризничать в процессе прорезывания зубов. У них может пропасть аппетит и сон, даже немного повыситься температура.
Самый ранний срок прорезывания молочных зубов у младенцев – у резцов (передние зубки). На каждой челюсти их по четыре. Как правило, сначала прорезаются нижние два резца (в 6-8 месяцев), затем – верхние центральные резцы. Зубы появляются противоположными друг другу парами, это важно для формирования правильного молочного прикуса. В 8-12 месяцев у малыша появляются боковые резцы (сначала на нижней челюсти, потом – на верхней). В годик ребенок должен иметь восемь зубов. После этого наступает небольшой перерыв в их появлении.
Далее в последовательности – клыки. Их по два на каждой челюсти. Расположение и строение этих зубов делает их прорезывание особенно сложным и тяжелым для ребенка. В возрасте 16-20 месяцев клыки появятся на нижней челюсти, а потом и на верхней. Затем настает очередность маляров (больших коренных зубов). Они начинают прорезываться в 20-30 месяцев, у каждого ребенка в свое время. Всего в молочном прикусе 20 зубов, по 10 на каждой челюсти: 4 резца, 2 клыка и 4 маляра. Все они должны показаться к 2,5-3 годам.
Признаки прорезывания
Как родителям понять, что у ребенка режутся зубки? Узнать об этом проще всего по изменившемуся поведению ребенка. Он хуже спит, капризничает. У него пропадает аппетит (может полностью отказаться от еды). Но подобные симптомы могут быть вызваны и другими причинами. Поэтому самым очевидным признаком можно считать припухлость десны (на ней появляется маленький красный бугорок, который родители могут скорее нащупать, чем увидеть).
Изменившееся поведение ребенка связано с движением зуба в челюсти. Он как бы разрывает десны изнутри, что объясняет неприятные ощущения: зуд, жжение и боль. Чтобы снять их, ребенок может чесать десны, тянуть в рот различные предметы, кусаться. Нельзя пресекать подобное поведение, нужно просто заменить неподходящие предметы (например, игрушки) на специальные прорезыватели, задача которых – помочь снять неприятные последствия прорезывания зубов.
Именно из-за неприятных ощущений ребенок может начать отказываться от пищи, особенно горячей (усиливает боль). Возможно, поможет легкий массаж десен, который следует выполнять перед кормлением. Он снимет часть зуда и боли.
Во время прорезывания зубов температура ребенка может подняться до 38º, но не выше. Пока зубки не показались, родители должны уделять ребенку как можно больше внимания, отвлекая его от неприятных ощущений. Это поможет малышу пережить нелегкое для него время.
Профилактика пищевых нарушений у детей
Нарушение пищевого поведения
– это комплекс симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов.
Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующий поступление в организм пищевых веществ.
Еще в возрасте 3-4 месяцев внутриутробного периода начинает формироваться вкусовая чувствительность (привкус околоплодных вод обусловлен рационом мамы). После рождения идеальным питанием для ребенка является грудное молоко.
Снижение аппетита
происходит по разным причинам: во время болезни, при прорезывании зубов, в стрессовых ситуациях, при ограничении физической активности. В последнее время, все чаще приходится сталкиваться со снижением аппетита у детей первого года жизни. Показатели отказа от еды выше в группе детей с нарушениями развития.
Среди жалоб у детей с нарушением пищевого поведения чаще всего возникают: отсутствие чувства голода (ребенок не просит есть), отказ от еды (активное эмоциональное возбуждение, сжимает губы, отворачивается от бутылки, ложки), отказ от блюд прикорма.
Профилактику нарушений пищевого поведения
нужно начинать еще с внутриутробного периода развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть разнообразным (молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, крупы), сбалансированным по белкам, жирам и углеводам.
Вскоре после рождения уже можно готовить малыша к периоду, когда пора будет вводить первый прикорм. С возраста 3-х месяцев маме рекомендуется держать ребенка возле себя во время еды. В этот момент ребенок будет запоминать некоторые поведенческие навыки за столом. Он будет видеть, что ест мама, осязать запахи еды. Со временем, у него будет развиваться интерес к еде. Чем больше видит ребенок приборов на столе, видов еды, способов подачи блюд, тем больше импульсов поступает в мозг, идет развитие и нарастает интерес к еде.
Далее, начинается познавательный этап, который заключается в формировании общих представлений о пище, ритуалов относительно еды, познание правил поведения за столом. В этот период ребенок запоминает, где какой член семьи сидит за столом.
Маме следует брать с собой ребенка на дальнее колено и не близко к столу, это дает возможность наблюдать, исследовать столовые приборы. Он быстрее научится пользоваться приборами и освоит основные правила поведения за столом.
Важно помнить, если ребенок начинает играть за столом, нужно высадить из-за стола! «Иди играй в игровую, за столом кушают, а не играют».
Пищевой интерес считается сформированным
, когда малыш начинает тянуться именно к еде, а не к предметам на столе или маминому лицу, когда становится понятно, что его интересует, что там, в маминой ложке и тарелке, что она как аппетитно ест.
Все должно быть вовремя: в тот момент, когда у ребенка возникает максимальный интерес к пище, необходимо этим воспользоваться, если перетерпеть, интерес угаснет, и потом будет развиваться хуже и позднее. ВАЖНО! ПОЙМАТЬ ИНТЕРЕС К ЕДЕ И СОВМЕСТИТЬ С НАЧАЛОМ ПРИКОРМА!
Этап первого знакомства с новым способом питания
(с 4,5- 6 месяцев). Мама ест, а ребенок добывает: мама с удовольствием кушает, несколько продуктов находятся на столе, чтоб было что выбрать, ребенок сначала получает микродозы. Если ребенок тянется, смотрим на эмоции ребенка. Ложку обмакнули в блюдо прикорма – ребенок облизывает – замечательно.
Принципы пищевого поведения
нужно соблюдать всем членам семьи (вся еда мамина, только мама дает еду всем, еду ребенок просит и получает в определенном месте.) Важно: постепенное наращивание порции, у каждого ребенка свой темп, лучше недокормить, чем перекормить. Есть свое место за столом, ЕСТЬ МОЖНО В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ.
Задача мамы – поставить еду на стол, сколько съест, ответственность ребенка. Если ребенок начинает бегать, то бегает, когда Вы едите. Вы поели, а ребенок бегал и не успел – это его проблемы. Нужно разделять еду и сосание груди: «сейчас едим за столом и кушаем, а грудь после еды» четко показать ограничение груди.
Если ребенок ест мало?
Начните с вопроса — а сколько ест мама? Ребенок видит как мама ест? – главное поддерживать пищевой интерес. Если малыш не видит как ест его семья, как ест его мама, у него не будет формироваться пищевой интерес.
К потере пищевого интереса относят следующие ситуации:
- кормят насильно
- ребенку все преподносят на тарелочке – он не добывает пищу, (главное, чтоб было что поесть, сколько, это задача ребенка)
- чрезмерная гиперопека, постоянное удовлетворение любых запросов ребенка, которое приводит к потере интереса и отказу от еды
- отношение родителей к еде: настойчивые уговоры или даже угрозы, манипуляция
- негативные события в семье, сопровождающиеся приемом пищи (если родители выясняют отношения за столом, во время трапезы)
- сильный стресс и неблагоприятный психоэмоциональный фон в семье.
Когда пищевой интерес сформирован правильно и необходимые прикормы введены, следует придерживаться определенных правил, чтоб избежать нарушения пищевого поведения в будущем:
- во время еды не просматривать телевизор, не играть в айпады и телефоны
- семья ест вместе с ребенком, создавая культуру потребления пищи
- без конфликтов за столом, во время завтраков, обедов и ужинов только спокойные разговоры, позитивно окрашенные
- соблюдать пищевой режим по времени
- если ребенок не проголодался к определенному времени приема пищи, не бойтесь его пропустить, к следующему он точно проголодается
- пища должна быть красиво оформлена
- не показывать малышу десерт, пока не поест основное блюдо
- нельзя заставлять ребенка доедать и давать еду насильно
- во время приема пищи избегать любых неприятных эмоциональных переживаний
- избегать перекусов (не давать печенье и другие продукты между основными приемами пищи)
- если нарушения пищевого поведения больше года и грудное вскармливание практикуется, не давать грудь между основными приемами пищи.
Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно избежать нарушений пищевого поведения, сформировать правильные вкусовые привычки, создать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.
Бывают ситуации, когда плохой аппетит связан с какими-либо нарушениями здоровья. Они встречаются не часто, по сравнению с поведенческими причинами. Но, если при выполнении этих рекомендаций, аппетита нет, ребенок отказывается от еды, отстает по таблицам соответствия веса и возраста, нужно обратить на это внимание врача. Возможно, потребуется помощь гастроэнтеролога или психотерапевта.
Смена молочных зубов постоянными
Прорезывание коренных зубов начинается в возрасте 6-7 лет. Сначала показываются большие коренные зубы (на нижней челюсти, как правило). Затем повторяется схема прорезывания молочных зубов. Первыми меняются резцы на нижней челюсти, а в возрасте 7-8 лет заменяются резцы и на верхней. Одновременно с этим могут меняться и нижние боковые резцы.
В 8-9 лет поменяются верхние резцы. Наступает очередь клыков. В это же время (9-10 лет) начинают расти зубы, которых не было в молочном прикусе – премоляры. На каждой челюсти по четыре премоляра – два слева и два справа. В 12 лет поменяются клыки на верхней челюсти. На этом этапе начинается формирование высоты прикуса, которая имеет и эстетическое, и функциональное значение.
Последние зубы (зубы мудрости или третьи моляры) показываются в возрасте от 17 до 25 лет. Только после этого можно сказать, что формирование зубных дуг полностью завершено.
Во время смены молочных зубов постоянными коренными важно обратить внимание на прикус. В юном возрасте его легко исправить, тогда как взрослым придется корректировать его на протяжении всей жизни. Регулярно посещая детского стоматолога, вы сможете вовремя вмешаться в процесс формирования прикуса. Кроме того, специалист может проконтролировать прорезывание молочных и коренных зубов (чтобы оно не было слишком ранним или поздним), дать рекомендации по облегчению состояния ребенка, посоветовать специальные детские свечи или гели для прорезывания зубов.
Как помочь малышу в этот период
Время появления на свет молочных рудиментов – важный период в жизни новорожденного. Так как оно сопровождается трудностями и болезненность, каждый родитель должен больше внимания уделять своему чаду, заботиться о нем, успокоить плаксу. При сильном воспалении десен у ребенка, его следует показать врачу. Компенсировать дискомфорт крохи поможет забота и ласка. Не стоит в эти дни начинать отлучение карапуза от груди, ведь это дополнительный стресс для него. Лучше отвлечь ребенка от трудностей, заняв его интересной игрой, что вызывает положительное настроение. А также:
- Неприятные ощущения во рту облегчают специальные кольца, резиновые эластичные игрушки, которые ребенок грызет, расчесывая тем самым десна.
- Зуд снимает разжевывание бублика или хлебной корочки.
- Можно применить такие гели, как Камистад, Калгель, Холисал, которые должен прописать врач. Нанесение и втирание препаратов в слизистые ткани устранит боль. В состав лекарства входят антисептические средства и анальгетики. Препарат имеет успокаивающее действие.
- Вытекающую изо рта слюну следует промокнуть мягкой салфеткой, чтобы не допустить раздражение нежной кожи.
- Стоматологи рекомендуют применять такие местные анестетики, как Дентол. Основа препарата – бензокаин.
- Может назначаться таблетированный Ибупрофен, Парацетамол или детские свечи, сиропы.
- Состояние ребенка облегчит мягкий массаж тканей десен. Его выполняют пальцем, одетым в стерильный напальчник. Можно использовать специальную насадку, оборудованную силиконовым ворсом.
Важно, чтобы родители не пропустили опасной симптоматики. Обязательно нужно посетить врача, если меняется цвет коронок. Черноватые участки в зоне шейки зуба указывают на хронический воспалительный процесс. При желтовато-зеленоватом оттенке можно заподозрить нарушения в обмене билирубина. Красноватый цвет говорит о нарушениях обмена такого пигмента, как порфирия. Нельзя допустить появление во рту язвочек, стоматитов, повреждений слизистой. Запрещается пользоваться аспирином и растворами на спирту, облизывать соску малыша или его ложку, чтобы не занести болезнетворные бактерии. Даже при типичной картине появления жевательных органов визит к доктору не будет лишним.