Повышенное слюнотечение (гиперсаливация) у детей: проблема медиков и родителей.

Слюноотделение – это естественный физиологический процесс, который происходит в течение всей жизни человека. За него отвечают специальные железы, расположенные в ротовой полости.

Они способны производить около 2 литров слюны в сутки. Иногда количество вырабатываемой слюны резко увеличивается, что заметно сказывается на качестве жизни. Особенно часто это наблюдается в детском возрасте.

Повышенное слюноотделение у ребёнка может быть вызвано разными причинами, как естественными, так и патологическими. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть, какую роль выполняет слюна в жизнедеятельности детского организма.

Функции слюны

Во-первых, она участвует в переваривании пищи, делая её более мягкой и помогая продвигаться по пищеводу. Содержащиеся в составе слюны ферменты способны расщеплять крахмал и жиры. Таким образом пища попадает в желудок уже частично переваренной.

Во-вторых, слюна выполняет защитную роль, предотвращая пересыхание ротовой полости и оказывая бактерицидное действие. Она помогает вымывать остатки пищи, а с ними и бактерии. Слюна нейтрализует многие кислоты и щёлочи, уберегая зубную эмаль от их агрессивного воздействия. Также она способна укреплять эмаль, питая её важными микроэлементами (фтором, фосфором, кальцием).

В-третьих, она помогает сделать прорезывание зубов менее болезненным, уменьшая воспаление в дёснах. И, наконец, слюна в первые месяцы жизни малыша обладает особой вязкостью, которая облегчает сосание груди при естественном вскармливании.

Как помочь мышцам?

Упражнения для речевого аппарата бесполезны, пока мышцы слишком расслаблены или, наоборот, напряжены. Поэтому перед занятиями следует проводить массаж лицевых, шейных и плечевых мышц. В первую очередь это легкие поглаживания, резких движений совершать нельзя. Уложите малыша так, чтобы его голова находилась на ваших коленях, под прямым углом к вашей груди. Движения совершаются двумя руками с обеих сторон лица одновременно по следующим направлениям:

  • от середины лба к вискам;
  • от бровей к линии волос;
  • от середины лба по щекам к шее и плечам;
  • от ушных мочек через щеки к носовым крыльям;
  • от уголков рта сначала к середине верхней губы, потом — к середине нижней губы, затем – к крыльям носа.

Если мышцы очень напряжены, то движения должны быть все время очень легкими, если же они расслаблены, то следует чередовать энергичные разминания и щадящие поглаживания.

Это общие советы родителям детей с дизартрией. Конкретные комплексы игр и упражнений и лекарственные препараты, если они необходимы, подбирают только логопед и невролог, исходя из особенностей состояния ребенка.

Дата публикации: 03.10.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Причины повышенного слюноотделения у детей

Чрезмерное слюнотечение по-научному называется гиперсаливацией. У детей чётко прослеживаются возрастные периоды, когда оно может происходить наиболее интенсивно.

Важно! Различают гиперсаливацию истинную и ложную.

Нет рекламы 1

Истинная гиперсаливация вызвана сбоями в работе слюнных желёз, а ложная (её ещё называют рефлекторной) в детском возрасте связана с более серьёзными нарушениями, при которых сглатывание слюны становится более редким.

Например, при сбоях в работе сенсомоторной дуги затруднено взаимодействие между мозгом и ротовой полостью. У ребёнка сокращается количество спонтанных сглатываний, что создаёт видимость обильного слюнотечения. В зависимости от возраста причины повышенного слюноотделения у детей могут быть разными.


Причины слюнотечения могут быть физиологическими и патологическими

Повышенное слюнотечение (гиперсаливация) у детей: проблема медиков и родителей.

На Сибирском Медицинском Портале (https://www.sibmedport.ru) мне недавно был задан вопрос о повышенном слюнотечении у ребёнка в возрасте 2,5 лет: «Слюни бегут постоянно, не только когда заиграется или задумается и откроет ротик, а в общем-то всегда, когда ему говоришь и напоминаешь, что слюнки нужно глотать — глотает, понимает это и пищу очень давно проглатывает нормально».

Этот актуальный вопрос очень сложен в комментарии, но я всё же постараюсь на него ответить.

Гиперсаливация, синонимы: птиализм, сиалорея, слюнотечение

– это увеличение секреторной деятельности слюнных желез. У детей в возрасте первых двух лет жизни это явление считается физиологическим при прорезывании первых (молочных) зубов.

У детей более старшего возраста гиперсаливация расценивается как болезнь, приносящая ребёнку и родителям массу хлопот, беспокойств и неприятных ощущений.

У таких детей в первую очередь наблюдается нарушенный рефлекс глотания, а не истинная повышенная продукция слюны, которую принято называть гиперсаливацией, которая отмечается при следующих патологических состояниях:

  • стоматиты (патология слизистой оболочки полости рта);
  • вирусные болезни с поражением слюнных желёз (вирусный сиалоаденит);
  • заболеваниях желудочно-кишечного тракта (панкреатит, язвенная болезнь и др.)
  • глистная инвазия;
  • заболевания центральной нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП), бульбарный паралич, болезнь Паркинсона, энцефалиты различной природы (этиологии); боковой миографический склероз, опухоли головного мозга, инсульты, некоторые формы шизофрении и др.);
  • нервные стрессы, сильные психологические и эмоциональные переживания (положительные, например, от предвкушения чего-то вкусного, или наоборот, отрицательные);
  • отравление свинцом, ртуть, барбитуратами, фосфорорганическим веществами (карбофос, хлорофос и др.).

Клинические проявления

выражаются в жалобе на обилие слюны в полости рта и необходимости её постоянно сплёвывать.

При функциональном исследовании слюнных желёз (подъязычных, околоушных желёз) при истинной гиперсаливации выявляют повышение количества секрета (слюны) сверх норматива более 10 мл за 20 мин (в норме в пределах 1-4 мл). Другой патологии слюнных желёз не определяется.

«Относительная» или ложная гиперсаливация возникает на фоне нарушения акта глотания (при воспалительном процессе в полости рта, ранении языка, неврологической патологии – бульбарный паралич и др.). В этих случаях количество выделенной слюны соответствует вышеуказанным нормативам, но у пациента и родителей складывается ложное ощущение её избытка.

Лечение

заключается в адекватной терапии основного аболевания, вызвавшего гиперсаливацию.

Раздражения слизистой оболочки при острых воспалительных процессах, протекающих на слизистой оболочке полости рта, сопровождаются безусловно-рефлекторным увеличением выделения слюны, что является защитной реакцией организма. В таких случаях гиперсаливация в лечении не нуждается.

При лечении истинной гиперсаливации используются препараты с холинолитическим эффектом (м-холинолитики — атропин, спазмолитин, тифен, апрофен, дипрофен, метацин и др.). Благодаря ним снижается выделение слюны, но возникают другие серьёзные побочные эффекты.

К м-холинолитикам относят алкалоиды белладонны (атропин, скополамин) и платифиллин; близкие к ним по структуре синтетические препараты (например, гоматропин) и некоторые др. третичные и четвертичные аммониевые соединения (апрофен, метацин и др.). Блокируя м-холинорецепторы органов, эти препараты вызывают расширение зрачков, паралич аккомодации, повышение внутриглазного давления, тормозят выделение слюны, пота и секрецию желёз желудка и кишечника, учащают ритм сокращений сердца, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, желудка.

Также применяется хирургическое лечение и облучение, но эти методы грозят серьезными осложнениями: асимметрией лица, кариесом и др.

Такие методы лечения как БОС-терапия (биологически обратная связь), упражнения для мышц данной области недостаточно эффективны, чтобы справиться с проблемой птиализма.

У детей повышенное выделение слюны может стать причиной нарушения произносительной стороны речи – так называемой дизартрии, когда большое количество слюны мешает детям осваивать и произносить слова. Это может привести к формированию невнятной речи, что в дальнейшем затруднит развитие ребенка, его социализацию. Поэтому данную проблему необходимо решать совместно с квалифицированным логопедом для проведения логопедическиого массажа.

Итак, необходимо в каждом конкретном случае задавать себе вопрос: «Что же является причиной повышенного слюнотечения?».

P.S.

Из физиологии слюнообразования и слюноотделения известно, что когда слизистая ротовой полости наполняется слюной, периферические рецепторы передают эту информацию по чувствительным нервным волокнам в головной мозг, а из мозга по моторным (нисходящим) путям передаётся команда сглатывания слюны.

А теперь вспомним наши ощущения после посещения стоматолога, который сделал нам лёгкое обезболивание (анестезию). Возникает впечатление, что при потери чувствительности губ начнётся слюнотечение. Чтобы избежать гиперсаливации, пациенту приходится следить за сглатыванием слюны. Этот эффект возникает оттого, что рефлекторная сенсомоторная дуга оказывается временно блокирована анестезией, и информация из ротовой полости не попадает в головной мозг.

Слюнотечение у детей с разной вышеуказанной патологией обусловлено различными факторами. Однако все они приводят к нарушениям на уровне сенсомоторной дуги, т.е. связаны с нарушениями чувствительности. Это и есть основная причина слюнотечения.

Таким образом, дети страдают сниженной чувствительностью (гипоестезией), но не анестезией (полная потеря чувствительности), поэтому отмечается значительно меньшее количество спонтанных сглатываний в течение дня. Этим и объясняется повышенное слюнотечение.

При наличии такой гиперсаливации реабилитация должна быть направлена не на регулярное напоминание ребенку о необходимости произвольного сглатывания слюны (тем более что это невозможно делать постоянно), а на коррекцию сенсомоторной дуги.

Для этого нужно создать ситуацию, чтобы предоставлять мозгу больше информации, обеспечивающей рефлекторное сглатывание. В этих целях зарубежные учёные используют криотерапию (от греческого слова krios, т.е. холод) в виде проведения по языку ледяной палочкой. Этот метод реабилитации даёт результат не в 100 % случаев, однако в половине случаев гиперсаливации наблюдается остановка слюнотечения или отчётливое её уменьшение.

Конечно, этот способ достаточно продолжительный по ожиданию положительного результата (такую работу необходимо проводить в течение нескольких месяцев) и трудоёмкий для родителей. Однако такая условнорефлекторная методика является не травматичной для ребёнка по сравнению с методоами хирургической стоматологической коррекции мускулатыуры лица, которые при более длительном периоде наблюдения не дают лучших результатов.

И последнее. При гиперсаливации следует позаботиться об увеличении потребления жидкости ребёнком в течение дня, чтобы компенсировать суточную потерю жидкости (воды).

25.02.2012 г.

Тимошенко В.Н.

, врач-педиатр высшей квалификационной категории,

кандидат медицинских наук, доцент

Еще статьи по теме:

Период новорождённости

У новорождённых детей в норме слюнотечение отсутствует из-за недоразвития аппарата слюнных желёз. Однако часто мама может заметить, как в первые часы жизни ребёнка у него изо рта активно выделяется бесцветная жидкость, очень похожая на слюну.

Чаще всего так выходят околоплодные воды, которые кроха успел проглотить, проходя через родовые пути. В норме это явление должно прекратиться через несколько часов после рождения. Если слюнотечение продолжается дольше, то лучше сообщить об этом детскому врачу (неонатологу), чтобы исключить серьёзные нарушения здоровья.

[node:field_field_doprekl]

Как помочь ребенку с дизартрией?

Детям-дизартрикам с легкой и средней степенями нарушения, в первую очередь, необходимы регулярные занятия с логопедом, владеющим техникой логопедического массажа. Заниматься нужно не реже трех раз в неделю. Если у вас нет возможности посещать специалиста, то в домашних условиях нужно выполнять хотя бы отдельные элементы логопедического массажа. Кроме того, являются обязательными:

  • комплекс артикуляционной гимнастики;
  • игры и упражнения, направленные на формирование правильного речевого дыхания (хорошо зарекомендовал себя комплекс Стрельниковой);
  • пальчиковые игры;
  • массаж для расслабления мышц на придание им тонуса;
  • развитие мелкой моторики – пазлы, мозаика, игры с песком и водой, лепка, рисование цветным рисом, конструкторы, упражнения с кольцом су-джок и пр.;
  • общее укрепление здоровья ребенка, в частности, нервной системы.

Детям с дизатрией обычно хорошо даются упражнения, где нужно выполнять действия по образцу. Если, например, вы учите малыша застегивать пуговицы, сначала покажите это на кукле, потом на себе, затем уже на одежде самого ребенка, направляя каждое его движение. По тому же принципу вам придется выполнять и артикуляционную гимнастику, и дыхательные упражнения: сначала вы даете ребенку образец, а потом под вашим руководством он совершает движения самостоятельно.

Слюнотечение в 2–3 месяца

В возрасте около 2 месяцев у грудничка может наблюдаться обильное слюноотделение, вызванное тем, что слюнные железы, наконец, начинают работать в полную силу. Именно в этом возрасте ребёнку может понадобиться первый слюнявчик, оберегающий одежду от намокания.

Маме также очень внимательно нужно следить за состоянием кожи ребёнка, особенно области около губ и подбородка. Обильно вытекающая слюна может вызвать раздражение нежной детской кожи. Чтобы этого не произошло, рекомендуется смазывать область около рта детским кремом или вазелином.

Воспаление подчелюстной слюнной железы

Ближе к 3 месяцам дети становятся активными исследователями окружающего мира и всё пробуют «на вкус». Они тянут в рот пальцы, игрушки и любые другие предметы, оказавшиеся под рукой.

Организм младенца знакомится с новой микрофлорой, что приводит к повышенному выделению слюны, выполняющей защитную функцию. В этом возрасте повышенное образование слюны также может быть на фоне острого респираторного заболевания.

Дыхание через нос затрудняется, и ребёнку приходится дышать через рот. Это вызывает пересыхание носоглотки и рефлекторное выделение большего, чем обычно, количества слюны, которая увлажняет воздух и обеззараживает его.

Когда нужно обращаться к специалистам?

Обычно ребенок-дизартрик попадает к логопеду в 4-5 лет. Это довольно поздно, но при грамотной коррекции и регулярных занятиях нарушение удается минимизировать к моменту поступления в первый класс. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем выше шансы на успех.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с подвижностью речевого аппарата, поможет простой тест. Встаньте перед зеркалом, выполняйте задания сначала сами, потом попросите ребенка их повторить:

  • улыбнуться, а потом вытянуть губы трубочкой. Работают только губы, зубы сомкнуты, подбородок не двигается;
  • высунуть язык, а потом убрать его;
  • приоткрыть рот и распластать язык на нижней губе, удерживать его в таком положении 5 секунд;
  • широко открывать и закрывать рот, шлепая губами;
  • открыть и закрыть рот, сделать губами трубочку, повторить несколько раз;
  • открыть рот, кончиком коснуться уголков рта, поводить языком туда-сюда, подражая маятнику часов.

Учтите, что делать, какие-либо выводы, можно только после того, как ребенок предпринял несколько неудачных попыток, ведь с первого раза он может не понять, что от него требуется. Поводами для обращения к неврологу или логопеду являются следующие признаки:

  • ребенок не может сразу найти нужное положение для речевых органов;
  • с трудом удерживает их в заданном положении;
  • улыбка и высунутый язык как бы съезжают в сторону;
  • он не может выполнить отдельные движения;
  • непроизвольные синхронные движения речевых органов.

На дизартрию также указывают неразвитая мелкая моторика, неловкость, трудности в удержании равновесия, чрезмерное напряжение или расслабление мышц лица и шеи, произношение в нос. Если вы заметили хотя бы два-три из перечисленных признаков, немедленно покажите малыша логопеду и неврологу.

Период прорезывания зубов

Прорезывание зубов обычно начинается ближе к 6 месяцам. Ребёнок становится плаксивым и раздражительным. Процесс выхода зуба сопровождается болью и образованием ранок на дёснах. Они могут сильно беспокоить малыша, принося ему много страданий.

Слюноотделение помогает сделать болевые ощущения менее интенсивными: слюна оказывает противовоспалительное и успокаивающее действие. Прорезывание зубов сильно растянуто по времени и иногда продолжается до 2 (и даже 3) лет.

[node:field_field_doprekl2]

Важно! Повышенное слюноотделение до 2 лет чаще всего вызвано естественными причинами и является физиологичным.

Повышенное слюнотечение после 5 лет

Если симптом беспокоит ребёнка в более старшем возрасте, после 5 лет, то это может быть поводом для беспокойства со стороны родителей. Существует ряд причин, по которым слюна вырабатывается в большом количестве:

  • воспаление в ротовой полости (стоматит, гингивит, кандидоз);
  • инфекции верхних дыхательных путей и носоглотки (например, при аденоидах обильное количество слюны вырабатывается ночью и мешает малышу спать);
  • нарушения в работе ЖКТ (гастрит, дуоденит, панкреатит);
  • глистные инвазии;
  • отравление лекарственными средствами, а также ядовитыми веществами и средствами бытовой химии (опасное для жизни состояние – требует незамедлительного обращения к врачу);
  • заболевания нервной системы (особенно при поражении ЦНС, некоторых формах ДЦП, врождённых пороках развития).

При повышенном слюнотечении любой этиологии лучше всего показать ребёнка врачу. Только он сможет определить истинную причину симптома и при необходимости назначить дополнительные обследования.

Статья:

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Рекомендации.

  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
    Рис.2. Массаж в углублениях под языком.
  • Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
  • Массаж мягкого нёба. Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

  • Грызём, жуём, глотаем — морковку.
  • Грызём — сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]