Ранее мы уже говорили максилле, какую роль она играет в формировании привлекательности лица. Если эта кость выдвинута вверх и вперед, она поддерживает глазные яблоки, способствует увеличению скул, уменьшению расстояния между верхней губой и носом, созданию обаятельной широкой улыбки. Чем обусловлено правильные форма и расположение этой «кости красоты»? Как оказалось, существует два основных фактора: формирование правильного («взрослого») типа глотания и особое положение языка в расслабленном состоянии, при котором он воздействует на участок неба, находящийся рядом с передними зубами верхней челюсти. Рассмотрим более подробнее то, как должен быть расположен язык для выдвижения максиллы вверх и вперед.
На что влияет положение языка?
Язык принимает участие во многих важных процессах:
- определяет вкус и температуру пищи;
- помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
- обеспечивает глотание;
- участвует в формировании речи.
А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.
Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.
Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:
- не нарушает процесс приема пищи;
- не искажает речь;
- не портит внешние характеристики лица.
При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:
- верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
- все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
- условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.
Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.
Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.
Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.
У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.
Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.
Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.
Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.
В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.
Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.
Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.
Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.
- нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
- нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
- носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
- улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
- улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
- за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.
Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.
Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:
- Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
- Травматичные роды;
- Недоношенность;
- Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
- Искусственное вскармливание;
- Несвоевременное введение прикорма;
- Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
- Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
- Преждевременная потеря молочных зубов;
- Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
Основной комплекс упражнений для языка
- Вниз и вперед выдвигайте язык на максимальную длину. Если вы почувствовали напряжение мышечных волокон в районе корня, значит движение сделано правильно. Побудьте в данной позиции пару секунд. Можно при этом протяжно произносить, как бы нараспев, «и-и-и». Подходов не менее 30-ти. Это сделает крепче мышечные волокна.
- Посредством языка надавливайте на зону неба, пока не возникнет чувства легкой усталости.
- Если вытянуть язык далеко вперед, и энергично им подвигать в стороны, то со временем мышечный корсет придет в тонус, а храп покинет больного.
- Закройте поплотнее рот, а вдыхайте и выдыхайте через нос. В это время язык натяните и направьте к горлу. Приблизительное количество подходов — 15-ть. Постоянные занятия обязательно дадут продолжительный стойкий эффект.
- Немного запрокиньте вверх голову и пытайтесь языком дотронуться до небного язычка.
На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
- Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
- Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.
Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.
- Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.
Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.
Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.
Часто задаваемые вопросы
Смогу ли я исправить неправильный прикус если положение языка останется неправильным?
Современная ортодонтия располагает широким арсеналом методов по исправлению прикуса. При этом коррекция прикуса должна быть комплексной. Обязательное условие – устранение всех причин и факторов, ведущих к формированию неправильного прикуса. Это касается и коррекции положения языка.
Поможет ли миогимнастика исправить ситуацию?
Да. Упражнения помогут исправить положение языка. Но иногда упражнений бывает недостаточно. Дополнительно требуется ортодонтическое лечение по исправлению прикуса. В некоторых случаях нужна хирургия.
Должен ли язык упираться в зубы?
Нет, он должен располагаться за зубами.
Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.
Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур
- Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
- Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
- Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.
Ещё 3 упражнения
- Укрепить мышечный корсет языка сможет упражнение «Прессинг». Нужно с усилием прижать его к небу. Далее следует задержаться в этой позиции секунд 10-15. Затем, опять-таки с усилием, потянуть свой язык к гортани. И снова оставаться в принятой позе секунд 10-ть. Далее давите хорошенько языком на зубные коронки верхнего ряда. Останьтесь в этой позиции на 10-12 секунд. Подходов должно быть 3-ри. Дышите при этом носом, сомкните покрепче губы.
- Не менее продуктивное упражнение – «Похвастайся языком». Нужно показать его настолько, насколько это возможно. Постарайтесь им дотянутся для начала до края носа, а потом до подбородка. Подходов должно быть не менее 20-ти.
- Поможет и упражнение «Свечка из языка». Делается оно очень просто. Следует открыть рот, только сильно, чтобы почувствовать легкое натяжение. Теперь старайтесь языком дотянуться до верхнего неба. В данном положении подъязычная часть довольно сильно напрягается. Подходов как обычно 10-ть. Более продуктивно выполнять эту задачу с запрокинутой вверх головой.