Полный рот камней, песка, каштанов. Полы мыть уже не надо, как и окна. Малыш все тянет в рот, и эта его привычка сводит всех с ума.
Текст: Екатерина Морозова
Эксперт: Наталья Наумова, детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт.
В норме малыши все тянут в рот до 1,5-3 лет. Хотя все индивидуально, и границы могут размываться. Тяга эта объяснима. Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот и становится жизненно важно освоить оральный способ её получения. Так что эта часть тела на данном жизненном этапе малыша действительно приобретает совершенно особый статус. И это биологически обоснованная перемена. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. По этой причине рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями и тянуть все в рот ему, ко всему прочему, очень даже нравится. Чего не скажешь о родителях.
Орган чувств
Помимо главного своего предназначения, рот в определенном смысле превращается в еще один и очень важный орган осязания. С его помощью малыш пробует этот мир на вкус. В буквальном смысле слова. Ребенок при помощи языка, губ узнает о свойствах предметах, при этом испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции в зависимости от их вкуса и текстуры. Взаимоотношения с мамой и возможность удовлетворения потребностей ребенка на данном этапе формируют базовое доверие либо недоверие к миру, к людям.
ТЯНУТЬ В РОТ ВСЕ, ЧТО ТОЛЬКО ПОПАДАЕТ К НИМ В РУКИ, ДЕТИ НАЧИНАЮТ БЛИЖЕ К 5–6 МЕСЯЦАМ. ТАК ОНИ ЗНАКОМЯТСЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ, ЧТО В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАРОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Вызов специалиста по грудному вскармливанию на дом
В детских медицинских центрах группы мы знаем, что самым удобным местом для консультаций по грудному вскармливанию является свой собственный уютный дом:
- Специалист приедет к Вам в удобное время. Вам не придется ехать в клинику и ждать в очереди. Также консультации могут проводиться прямо в роддоме (при допустимости посещений) или в медицинском центре.
- Привычная домашняя обстановка облегчает проведение консультации и для мамы и для ребенка.
- В домашних условиях консультант сможет уделить больше времени и ребенку, и родителям.
- Консультант всегда находится на расстоянии телефонного звонка: днем и ночью (ночью можно позвонить в контактный центр или написать консультанту, консультант ответит при первой же возможности), в будни и в выходные.
- Поддержка специалиста – это не разовые консультации, а сопровождение: консультант вновь навестит маму и малыша при необходимости через 2-4 недели, чтобы проверить, как проходит кормление и идет набор веса у малыша.
Кроме вызова на дом специалиста по грудному вскармливанию, на дом можно вызвать врачей основных специальностей: педиатра, хирурга, аллерголога, уролога, пульмонолога, гематолога, дерматолога, окулиста, ЛОР-врача, ортопеда, гастроэнтеролога и остеопата. Также на дому можно осуществить забор анализов, проведение физиопроцедур и массажа. На дому могут проконсультировать и провести мастер-класс консультанты по грудничковому плаванию.
Узнайте о спецпредложении «Комплексный осмотр на дому»: удобство данной программы заключается в том, что вы можете выбрать из списка детских врачей именно тех специалистов, которые нужны вашему ребенку и индивидуальный набор медицинских услуг со скидкой 20%!
Полезные тренировки
Первые два месяца ребенок пробует все на вкус, непосредственно подтягиваясь ртом к объекту исследования, а после третьего месяца жизни и до 1,5-3 лет уже рука всё подносит ко рту. На этом этапе активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Чтобы предмет поднести ко рту, к нему нужно приблизиться (подползти, подойти, подтянуться) и крепко схватить, далее поднести ко рту. На освоение речи эта «вредная» привычка тоже влияет. Когда малыш все тянет в рот, он тренирует мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, которые участвуют в артикуляционной деятельности.
Избавляем от вредной привычки ребенка постарше
Если сосание, жевание языка проявляется только в определенные моменты, например, при концентрации внимания, то родителям беспокоится нет причин. В противном случае от сформированной привычки необходимо избавиться. Для этого, первое время, следует понаблюдать за ребенком и определить в каких случаях он жует или сосет язык. Старайтесь не давать ему замечаний по этому поводу, а тем более нельзя ругать или заниматься рукоприкладством. Будет только хуже. Как только определите в каких случаях подобное явление происходит, приступайте к устранению — в момент, когда ребенок начинает это делать, отвлеките его чем то интересным и так до тех пор, пока привычка пропадет. Не лишним будет максимальное проявление заботы, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Постепенно все нормализуется. Важно помнить, что агрессивность и насилие не помогут преодолеть проблему. Только терпение и систематическое применение советов дадут свои плоды.
Оральная стадия
Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, выделил 5 стадий психосексуального развтия личности более века назад, тем не менее некоторые его постулаты актуальны и на сегодняшний день. Первой стадией является оральная стадия. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной привычкой».
0 месяцев – 1,5 года
Собственно, оральная стадия по Фрейду- охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа — время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым. Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой или опекуном. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии.
На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует ее нежность и любовь по отношению к себе.
ПУСТЫШКА НА ОРАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ НИКАКОЙ ВАЖНОЙ РОЛИ НЕ ИГРАЕТ. ОНА НЕ ПОМОГАЕТ И НЕ МЕШАЕТ РЕБЕНКУ: ОН ВСЕГДА МОЖЕТ ОТ НЕЕ ИЗБАВИТЬСЯ И ВЗЯТЬ В РОТ НЕЧТО ИНОЕ ИЛИ ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В РЕЧИ. ПУСТЫШКА ПРОСТО УСПОКАИВАЕТ БЕСПОКОЙНОГО МАЛЫША И ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ С ЧРЕЗМЕРНЫМ СОСАТЕЛЬНЫМ РЕФЛЕКСОМ.
Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с нехваткой материнской заботы. Чтобы избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание по требованию.
А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (с отсутствием потребности в близких доверительных взаимоотношениях), доверчивым или недоверчивым.
А ну-ка, укуси!
С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки. Теперь жевание и кусание становится ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «Ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.
В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ ЧАСТО КУСАЮТ МАМИНУ ГРУДЬ. ЕСЛИ ЭТО ПРОИЗОШЛО, БУДЬТЕ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ. ПОМНИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ПРИЧИНЯЕТ ВАМ БОЛЬ НЕВОЛЬНО, ЗАТО ВАША РЕАКЦИЯ БУДЕТ ИМЕТЬ ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.
Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно. И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть авторучки или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.
Как отучить от сосания языка грудничка
Если у родителей возникла такая проблема и им нужно срочно отучить малыша сосать свой язычок, то в таком случае можно попробовать предложить крохе соску или же специальный прорезыватель для зубов.
Что категорически запрещается делать, так это ругать маленьких детей или же бить их по рукам. В противном случае можно только усугубить сложившуюся ситуацию.
От агрессивного воздействия со стороны взрослых кроха будет еще больше переживать, а его потребность в сосании или жевании чего-либо только увеличится.
Также, если наблюдается такая проблема, родителям стоит задуматься, достаточно ли времени они проводят с крохой, хватает ли ему родительской ласки и внимания. Полезно будет чаще читать книги, разговаривать с ним, прикасаться к нему и целовать.
Можно, но осторожно
Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом.
- Прежде всего, необходимо обеспечить малышу максимальную безопасность. Обязательно уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
- Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности, останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это не съедобное», «Мы это не едим», «Это опасно».
- Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того как вытащите их изо рта малыша.
- Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь.
- Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…)
- Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.
Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно, поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем.
Преимущества вызова на дом специалистов ГК «Вирилис»
- Выезд в любой район города и области без ограничений.
- Для получения медицинской помощи не требуется страховой полис, регистрация или гражданство.
- Оказание помощи детям любого возраста.
- Опыт ответственного лечения детей в Санкт Петербурге с 1991 г.
- 6 собственных детских медицинских центров с 650 специалистами 49 специальностей.
- Возможность проведения диагностики и продолжения лечения в наших клиниках.
- Координация с другими врачами клиник ГК «ВИРИЛИС»: мы – единая команда, а не отдельные врачи из «мобильной» клиники.
- Круглосуточный контактный центр.
- Выдача официальных медицинских справок и документов.
- Возможность покупки пакета комплексной медицинской программы для ребенка, в том числе пакеты «Экстренная помощь» и «Комплексный осмотр на дому».
- Специальные медицинские программы для новорожденных и грудничков.
Причины и последствия
Одной из причин такого положения языка являются увеличенные небно-глоточные миндалины, появление аденоидов и другие состояния, сопровождающиеся ростом аденоидной ткани. Вследствие появления образовавшейся ткани в носоглотке у ребенка происходит нарушение нормального дыхания. Вперед смещается не только распластанный между резцами верхнего и нижнего ряда кончик языка, но и его корень, что значительно облегчает дыхание, помогая воздушной струе проходить через носовую часть.
Дети привыкают держать язык между зубными рядами из-за короткой или неправильно растущей уздечки, которая ограничивает свободное движение языка. Кончик языка часто гипертрофируется, появляется дефект речи (шепелявость), меняется процесс глотания. Данные нарушения влекут за собой функциональные изменения в челюстной системе, появляется патологический открытый прикус (аномалия, при которой передние верхние и нижние зубы (иногда боковые) не смыкаются, образуя между зубными рядами полукруглую щель). Открытый прикус может возникнуть как от прокладывания языка, так и от сосания пальца. Тем не менее, эти виды нарушения отличаются друг от друга. Сосание языка приводит к зубоальвеолярному укорочению зубных рядов.