Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж. методическая разработка по логопедии на тему


Дизартрией у детей называют тяжелое нарушение произносительной стороны речи вследствие поражения речедвигательного аппарата. Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация.
В данном случае большая ответственность ложится на близких маленького пациента. Вовремя предпринятое лечение поможет восстановить работу органов речи, позволит правильно поставить произношение, скорректировать все стороны речевой функции.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Профилактика

Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:

  1. Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
  2. Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС. Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
  3. Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.

Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.

Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!

С чего начать лечение


Лечить любое заболевание необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента, в первую очередь, направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист по необходимости назначает обследования:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После установления диагноза ребенок отправляется к логопеду, который проводит специальные логопедические пробы. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог, дефектолог.

Различают четыре степени заболевания:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только посредством специальных тестов компетентным специалистом;
  • 2 степень – речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень – речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени расстройства специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Симптомы

Заподозрить гипотонус родители могут, просто наблюдая за ребенком. Сразу после рождения у новорожденного отмечается физиологический гипертонус, поэтому пониженный тонус мышц сразу заметен. В более старшем возрасте нарушения тонуса также бросаются в глаза.

Возможные признаки:

  • В период новорожденности ручки и ножки ребенка не поджаты к туловищу; он лежит в позе «лягушки» с выпрямленными ручками и ножками;
  • Отказ от грудного вскармливания;
  • Частые срыгивания;
  • Не поворачивает головку, не держит головку в 3-4 месяца;
  • Не переворачивается в 5-6 месяцев;
  • Не садится самостоятельно в 6-7 месяцев;
  • Не ползает на четвереньках в 7-9 месяцев;
  • Не удерживает предметы в руках (в 3-4 месяца);
  • Вялый, неэмоциональный.

Дополнительную диагностику проводит врач при осмотре. Смотрит наличие или отсутствие неврологических признаков гипотонуса, наличие патологических рефлексов, в случае необходимости назначает дополнительные методы исследования: УЗИ, нейросонографию, ЭЭГ, МРТ и другие.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный.

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Виды массажа языка?

Массаж языка может быть ручной. Ручной логопедический массаж выполняет специалист логопед подушечками пальцев. Ручной логопедический массаж является как самостоятельным этапом массажа языка, так и может быть подготовительным этапом ко второму виду логопедического массажа – зондовому массажу языка.

Второй вид логопедического массажа – зондовый массаж. Зондовый логопедический массаж выполняется специальными логопедическими зондами. Логопедические зонды — это особые «палочки», имеющие различную форму для воздействия на разные структуры полости рта. Логопедический зондовый массаж является более глубоким по сравнению с ручным массажем языка. В ряде случаев специалист может заменить зонд зубной щеткой или другим устройством. Главное, чтобы специалист четко понимал, чего он хочет добиться!

Дыхательная гимнастика

Речевое


дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Если не лечить

Важно выявить гипотонус вовремя. Мамам, у которых не было опыта обращения с младенцами, могут не увидеть нарушения у первого ребенка. Хорошо, когда рядом будет находиться опытный человек или нарушение выявит врач. Если пониженный тонус не лечить, это повлияет на дальнейшее развитие ребенка. Он значительно позже начнет держать головку, ползать, ходить.

Нарушение появления этих умений вызывают задержку психического и речевого развития у ребенка. Развитие у него центральной нервной системы происходит через активацию двигательных функций. Лучше перестраховаться и обратиться к врачу-неврологу напрасно, чем пропустить тревожные симптомы.

Стоит учесть еще одну деталь: гипотонус способен проявляться в разном возрасте. Его могут диагностировать практически сразу после рождения — при проверке рефлексов. В этом случае причина расстройства обычно кроется в родовой травме. Также нарушение мышечного тонуса может появиться в любом возрасте, но особенно опасно его появление в первые 2 года жизни, так как это чаще всего свидетельствует о нарушении в развитии ЦНС. В более старшем возрасте гипотонус обычно — признак осложнений после перенесенных инфекционных или вирусных заболеваний.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.


Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Логопедический массаж и стоматология! Какова связь? И что мы используем в «Диал-Дент»?

Люди, имеющие неправильный прикус и неровные зубы, почти всегда имеют и неправильную и несбалансированную работу мышц языка, губ, жевательных мышц и других мышц жевательного органа. Мало того, современная концепция причин образования дефектов прикуса говорит о том, что большинство дефектов зубного ряда имеют причиной неправильно работающие мышцы. Неправильная речь, неправильная работа языка при глотании и жевании, несимметричное давление языка — все это приводит к тому, что зубы в определенных условиях могут разъехаться в разные стороны. Так возникает деформация прикуса, которая тем сильнее выражена, чем неправильнее работают язык и другие мышцы.

Большинство ортодонтов, не вникая в работу мышц и не советуясь с логопедами, ставят брекеты или каппы и выравнивают зубные ряды без учета состояния мышц. Такой подход устарел и практически всегда ведет к рецидиву, когда зубы искривятся вновь через какое-то время после лечения. Зная это, ортодонты старой формации заставляют своих пациентов носить ретейнеры. Ретейнеры — это конструкции, удерживающие зубы в выровненном состоянии. Это может быть проволока, приклеенная на зубы, или пластиковая каппа для ночного ношения.

В «Диал-Дент» мы всегда учитываем мышечную причину нарушения прикуса. Участие логопеда в диагностике и в процессе выравнивая зубов дает возможность убрать или скорректировать миофункциональные причины деформаций. Такой междисциплинарный подход более современный и дает наилучший и наиболее стабильный результат лечения! После лечения рецидивов не происходит, потому что выровнены мышечные балансы. Соответственно и само ортодонтическое лечение происходит быстрее и без проблем с участием логопеда-миофункционального терапевта.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]