Упражнения для развития подвижности нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба консультация по логопедии (старшая группа) на тему


Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Показания к миогимнастике

Формирование правильного прикуса зависит от слаженной работы группы мышц, расположенных вокруг зубных рядов. Любые нарушения в работе мышц отрицательно сказываются на прикусе, положении челюстной дуги и зубов. С помощью миогимнастики можно восстановить работу челюстных мышц, выровнять прикус, исправить аномальное расположение зубов.

Гимнастика может проводиться до ортодонтического лечения, совместно с ним либо после для закрепления результата. Методику лечения определяет врач-ортодонт.

Миогимнастика может быть назначена как часть комплексного лечения, так и как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса.

Миогимнастика оказывает следующее действие на челюстно-лицевой аппарат:

  • активирует рост костной ткани;
  • способствует укреплению мышц;
  • формирует компенсирующий механизм;
  • нормализует функциональность;
  • благотворно влияет на трофику тканей.

В результате гимнастических упражнений мышцы челюсти активно перестраиваются, челюстные кости обретают анатомически правильную конструкцию и форму.

Когда назначают

  • аномалия прикуса разной степени тяжести;
  • нарушение функции речи;
  • нарушенный тонус лицевых мышц;
  • неправильное расположение коронок зубов;
  • профилактические меры.

Если у ребенка неправильная осанка, то вместе с миогимнастикой назначают и комплекс физических упражнений на исправление положения позвоночного столба.

Миогимнастика особенно эффективна в возрасте 4-7 лет.

Чем раньше ребенок начинает выполнять гимнастические упражнения, тем больше шансов исправить патологию без медикаментозного и ортодонтического вмешательства. Уже после девяти лет миогимнастика не может применяться как самостоятельная методика исправления дефектов прикуса. Однако ее рекомендуют выполнять как дополнительную меру воздействия на зубочелюстную систему.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Противопоказания

Самостоятельно практиковать миотерапию нельзя, так как это может закончиться неприятными результатами. Назначать гимнастику должен стоматолог-ортодонт после проверки состояния лицевых мышц. Пациент самостоятельно не сможет определить степень неразвитости челюстных мышц, хрящей и суставов.

Противопоказания:

  • сильная аномалия прикуса (от третьей степени и выше);
  • обездвиженность мышц лица;
  • обездвиженность челюстных суставов;
  • гипотрофия челюсти.

При этих серьезных патологиях необходима хирургическая коррекция или иные формы ортодонтического вмешательства.

Нужно учитывать и давность костно-челюстных изменений, которая зависит от возраста пациента. Если аномалия развилась давно и зафиксировалась достаточно долгое время, гимнастический комплекс не поможет исправить дефект. Поэтому старый зубочелюстной дефект относится к противопоказаниям при назначении гимнастики.

Выполнять упражнения следует на регулярной основе, чтобы увидеть эффект от применения методики. Если начать делать и бросить, весь достигнутый результат исчезнет.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Методика Роджерса

Первые методические разработки по исправлению ортодонтических дефектов зубочелюстной системы предложил американский стоматолог А. Роджерс. Согласно его рекомендациям упражнения нужно выполнять следующим образом:

  • мышцы должны сокращаться с максимально широким размахом;
  • интенсивность сокращений не должна превышать естественную нагрузку;
  • упражнения нужно выполнять на регулярной основе;
  • движения не должны быть резкими или прерывистыми, но плавными и медленными;
  • упражнения нужно повторять до появления легкого (местного) утомления;
  • миогимнастику можно делать с детьми от 4 лет и старше.

Правила, которые предложил взять за основу Альфред Роджерс, актуальны по сей день. На базе перечисленных правил современные ортодонты создают комплексы своих упражнений для коррекции зубочелюстных патологий.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ц — ч, ш — ж, ч — щ, с — щ, з — ж, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Итог

Миогимнастика является эффективным методом коррекции зубочелюстных аномалий. Она может применяться как самостоятельное лечение, в комплексе с аппаратным лечением и в качестве профилактического средства. Пока у ребенка молочные зубы не сменились постоянными, нужно решить вопрос с миотерапией.

После проведения полного курса гимнастических упражнений восстанавливается функция жевания, нормализуется тонус мышц лица, нижняя челюсть становится более подвижной. Помимо восстановления функциональности челюстно-лицевого отдела корректируется дикция, становится более четкой артикуляция.

Помните, что комплекс упражнений должен подобрать стоматолог-ортодонт на основании диагностики полости рта ребенка. Самостоятельно заниматься с малышом не рекомендуется.

Используемые источники:

  • Аникиенко, А. А. Аппаратурное ортодонтическое лечение и его подчинение физиологическим законам раздражения / А.А. Аникиенко, Н.В. Панкратова, Л.С. Персин. — М.: Медицинское информационное агентство
  • Андреищев, А. Р. Сочетанные зубочелюстно-лицевые аномалии и деформации / А.Р. Андреищев. — М.: ГЭОТАР-Медиа
  • Каламкаров, Х. А. Ортопедическое лечение патологической стираемости твердых тканей зубов / Х.А. Каламкаров. — М.: Медицина

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Полезные советы

Нажмите для записи на БЕСПЛАТНУЮ консультацию

Чтобы успокоить боли и облегчить общее состояние при ВНЧС, можно воспользоваться такими полезными советами:

  • холодные или горячие компрессы, накладываемые на пораженную область;
  • массаж больной области, который помогает убрать некоторые симптомы и убрать боль.

Упражнения, выполняемые для лечения ВНЧС являются хорошей альтернативой медикаментам и хирургической операции, которые часто имеют самые неприятные побочные эффекты. Но нельзя забывать, что использовать методы гимнастики можно только по назначению врача, то есть при отсутствии серьезных патологий (они характерны для запущенной стадии и тут необходима хирургия).

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]