{jcomments on}Лечение пострадавших с переломами челюстей состоит из репозиции и иммобилизации отломков челюстей, а также медикаментозного лечения и физиотерапии. Репозиция включает сопоставление или перемещение отломков костей лицевого скелета в правильное положение. Если сопоставить сместившиеся отломки одномоментно не удаётся, их репонируют постепенно, в течение нескольких суток с помощью эластического вытяжения. Иммобилизация означает закрепление отломков в правильном положении на срок, необходимый для их сращения (консолидации), т.е. до образования костной мозоли. В среднем этот срок составляет 4-5 нед для неосложнённого течения заживления перелома верхней челюсти и одностороннего перелома нижней челюсти. При двустороннем переломе нижней челюсти сроки иммобилизации могут увеличиваться до 5-6 нед. Медикаментозное и физиолечение необходимо для профилактики развития осложнений в период консолидации отломков (антибактериальные, противовоспалительные, антигистаминные препараты; медикаменты, улучшающие реологические свойства крови и тканевую микроциркуляцию, иммуностимуляторы, препараты, оптимизирующие остеогенез). Кроме того, в обязательном порядке решается вопрос о целесообразности сохранения зубов в щели перелома и необходимости проведения лечебных мероприятий по отношению к этим зубам.
Зачем нужно шинирование зубов?
Существуют различные методики и технологии шинирования. Однако объединяет их главная функция — обеспечение стабильности участка зубного ряда. Несколько зубов скрепляются друг с другом с помощью конструкций, обеспечивающих монолитность и предотвращающих изменение положения любого зуба, находящегося в подобной связке. В некоторых ситуациях шинирование не только возвращает зубам функциональность, но и позволяет избежать их удаления.
Показания
- Шинирование зубов при пародонтите. Шинирование подвижных зубов проводится на развитой стадии пародонтита, когда атрофия костной ткани приводит к оголению шейки и потере стабильности.
- При травмах челюсти и вывихах зубов. Необходимо для того, чтобы обеспечить неподвижность зуба/зубов и снять часть жевательной нагрузки.
- Шинирование зубов после исправления прикуса. На зубной ряд ставятся ретейнеры, которые препятствуют возвращению зубов в исходное (аномальное) положение.
- Временное шинирование зубов при проведении инвазивных операций в области челюсти для предотвращения изменения положения зубов (процедура проводится в ограниченном числе случаев).
Противопоказания
- Пародонтит (воспаление, кровотечение, инфекция в пародонтальных карманах).
- Плохое состояние или отсутствие опорных зубов.
- Кариес и его осложнения.
- Ненадлежащая гигиена полости рта.
Как питаться после шинирования
Жесткое шинирование предполагает затруднения принятия пищи, но в то же время, в этот период особенно важно поступление в организм большого количества витаминов, минералов, питательных веществ, требующихся для скорейшей регенерации костной ткани. Меню пациента после шинирования обычно включает в себя различные питательные бульоны, фруктовое, овощное и мясное пюре (можно детское), полужидкие и жидкие каши. Нужно следить за содержанием в пище большого количества белка, кальция, фосфора, цинка. Допускается замена некоторых приемов пищи детскими молочными смесями или спортивным питанием, поскольку в обоих случаях высоко содержание необходимых организму веществ.
Категорически запрещается во время лечения выпивать любые алкогольные напитки, особенно если кроме челюсти имеется также черепно-мозговая травма. Кроме этого, не следует пытаться есть твердую пищу, требующую пережевывания. Во-первых, это может нанести сильнейшие болевые ощущения. Во-вторых, привести к неправильному сращиванию поврежденных костных тканей.
При получении травм, имеющих симптомы, схожие с переломом челюсти: острая боль, кровотечение, обездвиживание челюсти и так далее, нужно незамедлительно обратиться за профессиональной помощью. Попытки самостоятельного лечения или полное его отсутствие наносят непоправимый вред и приводят к потере функциональности зубов.
Материал для шинирования зубов
Для шинирования зубов применяется несколько видов материалов, выбор которых зависит от особенностей конкретного клинического случая. Основными считаются стекловолокно, арамидные нити, металл и керамика. Если речь идет о ретейнерах, то могут применяться съемные силиконовые капы. Композитные материалы для шинирования зубов используются для фиксации шины. Отдельно шинирование зубов композитами не проводится.
Стекловолокно
В качестве шины используется адгезивная стекловолоконная лента. Шинирование зубов стекловолоконной лентой дает ряд преимуществ. Это эстетичный и гипоаллергенный материал, который обладает необходимой прочностью для надежной фиксации. Срок службы стекловолоконной ленты для шинирования зубов составляет 3—4 года. Поэтому для длительного использования он не подходит. Средняя стоимость шинирования зубов стекловолокном колеблется от 3500 до 8000 рублей в зависимости от области челюсти и количества зубов.
Вантовое
Используется арамидная нить, которая в несколько раз прочнее стали. Она гораздо более долговечная по сравнению со стекловолокном, безопасна для тканей и устойчива к воздействию внешней среды. Арамидом не рекомендуют шинировать передние зубы, поскольку материал имеет довольно заметный желтоватый оттенок. Стоимость вантового шинирования зубов нитью начинается от 2000 рублей за один зуб.
Бюгельное
Шинирование зубов бюгельными протезами позволяет решить сразу две задачи — зафиксировать подвижные зубы и восстановить утраченные единицы. Бюгельный протез имеет металлический каркас и мягкую базу. Крепится к опорным зубам с помощью кламмеров или микрозамков. Бюгельное шинирование зубов обойдется примерно в 35 000 рублей и выше.
Ретейнеры
Данный вид не относится к классическому шинированию. Первоочередная задача ретейнеров — не дать зубам сместиться обратно в неправильное положение после снятия брекетов. Несъемные ретейнеры обычно изготавливаются из металла или стекловолокна и по большому счету ничем не отличаются от обычной шины. Съемные ретейнеры могут быть в виде кап или пластинок. Носить ретейнеры нужно долго (не менее 5—6 лет после снятия брекетов), а иногда пожизненно. Стоимость: от 3 000 до 10 000 рублей за одну челюсть в зависимости от системы.
Шинирование при переломах челюсти
При переломах челюсти необходимо скрепить поврежденные участки кости и не дать сместиться зубам. Получается достаточно громоздкая конструкция из проволоки, крючков и силиконовых петель. Стоимость процедуры может доходить до 20 000 рублей и зависит от сложности перелома.
Коронки
Установка несъемного зубного протеза также является одним из видов шинирования, поскольку позволяет обеспечить стабильность участка зубного ряда с помощью искусственных коронок. Шинирование 1 зуба проводится методом одиночного протезирования. Для шинирования 2 и более зубов чаще всего ставится мостовидный протез. Стоимость одиночного протезирования начинается от 8000 рублей, множественного — от 30 000 рублей. Это минимальная цена за металлокерамику, протез из более современных материалов будет стоить гораздо дороже.
Лечебная (постоянная) иммобилизация с помощью назубных шин внелабораторного изготовления
Назубные индивидуальные проволочные шины Тигерштедта. Виды назубных шин Тигерштедта: — гладкая шина-скоба; — шина-скоба с распорочным изгибом; — шина с зацепными петлями.
Шины изготавливаются из алюминиевой проволоки d=1,8- 2,0 мм и длиной 12-15 см. К зубам они привязываются с помощью бронзо-алюминиевой проволоки d=0,5-0,6 мм. Шину изгибают индивидуально для каждого больного с помощью крампонных щипцов. Общие правила наложения назубных шин. Подкожно вводят 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для уменьшения саливации, шинирование проводят под местным обезболиванием, необходимо удалить зубной камень для свободного проведения лигатуры в межзубный промежуток, изгибают шину со стороны перелома, её примеряют к зубам во рту, а изгибают её вне полости рта, шина должна прилегать к шейке каждого зуба хотя бы в одной точке, шину привязывают к каждому зубу лигатурной проволокой, которую закручивают по часовой стрелке. Изготовление шины начинают с изгибания большого зацепного крючка, который обхватывает первый зуб, или зацепного шипа, вводимого в межзубный промежуток. Для примерки шины её прикладывают к зубам во рту.
Гладкая шина-скоба.
Используется для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее четырех, а на меньшем — не менее двух устойчивых зубов.
Гладкая шина-скоба
Показания к применению: линейные переломы нижней челюсти, расположенные в пределах зубного ряда, без смещения или с легковправимыми отломками, переломы альвеолярного отростка, переломы и вывихи зубов, подвижность зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите, переломы верхней челюсти (методы Адамса и Дингмана), для предупреждения патологического перелома нижней челюсти. После лечения, перед снятием шины ослабляют лигатуры и проверяют отсутствие подвижности отломков, покачивая их. Снимают шину через 4-5 нед. Пациенту необходимо принимать жидкую пищу. Врач должен регулярно осматривать больного 2-3 раза в неделю. При этом необходимо контролировать состояние прикуса, прочность фиксации отломков, состояние тканей и зубов в щели перелома. При ослаблении фиксации шины на зубах необходимо подтягивать лигатуры, подкручивая их. Если при этом лигатура лопнет, её заменяют новой. Больного обучают гигиеническим мероприятиям по профилактике развития гингивита. С этой целью пациент должен 2 раза в день чистить зубы и шину зубной пастой и щёткой, после каждого приёма пищи зубочисткой удалять остатки пищи и проводить 3-5 раз в сутки полоскания рта антисептическими растворами.
Шина-скоба с распорочным изгибом.
Распорочный изгиб предотвращает боковое смещение отломков.
Шина-скоба с распорочным изгибом
Показания к применению: перелом нижней челюсти в пределах зубного ряда и наличие дефекта костной ткани не более 2-4 см, перелом нижней челюсти без смещения или с легковправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишённую зубов.
Шина с зацепными петлями.
Шину используют наиболее часто для лечения переломов челюстей. Изготавливают две шины с зацепными петлями на зубы верхней и нижней челюсти.
Шина с зацепными петлями
Показания к применению: переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда, в пределах зубного ряда — при отсутствии на большем отломке четырёх, на меньшем — двух устойчивых зубов, переломы нижней челюсти с трудновправимыми отломками, требующими вытяжения, двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти, перелом верхней челюсти (с обязательным использованием подбородочной пращи), одновременные переломы верхней и нижней челюсти. При изготовлении шины её зацепная петля должна находиться под углом 45° по отношению к десне. Зацепные петли изгибают на шине таким образом, чтобы они располагались в области 6, 4 и 2-го зубов. Если у больного отсутствуют данные зубы, то зацепные петли изготавливают в области других зубов, имеющих антагонисты. Обычно на шине, прилегающей к зубам большего отломка, изгибают 3-4, а меньшего — 2-3 зацепные петли. Основание петли должно находиться в пределах коронки зуба. Если смещение отломков велико и изогнуть одну шину на оба отломка трудно, можно изготовить и закрепить шины на каждом из отломков. После их репозиции на зацепные петли надевают резиновые кольца под углом, чтобы они создавали компрессию отломков, что значительно препятствует их перемещению. Периодически (2-3 раза в неделю) осматривают пациента, подкручивают лигатуры, меняют резиновые кольца, обрабатывают преддверие рта антисептическими растворами, следят за состоянием прикуса. Спустя 10-25 сут после наложения шины проводят рентгенологическое исследование с целью контроля положения отломков. После сращения отломков перед снятием шин необходимо снять резиновые кольца и дать больному 1-2 дня походить без фиксации, принимая мягкую пищу. Если смещения отломков не произойдёт, шины снимают. Если возникнет небольшое изменение прикуса, то резиновую тягу сохраняют ещё 10-15 сут.
Шинирование по методу А.П. Вихрова и М.А. Слепченко.
Авторы предложили использовать полиамидную нить для усиления крепления шины на зубах. Для этого берут бронзоалюминиевую проволочную лигатуру, складывают её в виде шпильки и вводят оба её конца в один межзубной промежуток изо рта в сторону преддверия рта. Подтягивают лигатуру таким образом, чтобы на язычной поверхности межзубных промежутков образовалась маленькая петля. Проделывают аналогичную процедуру в области всех межзубных промежутков. Берут полиамидную нить диаметром 1 мм и пропускают её через все петли с язычной стороны, концы нити выводят в преддверие рта позади последних зубов с той и другой стороны. Далее на зубы укладывают ранее изготовленную шину так, чтобы она располагалась между двумя концами одних и тех же ранее проведенных бронзо-алюминиевых лигатур, которые затем скручивают. По мнению авторов, преимущества их метода следующие: более прочное скрепление отломков, сокращение времени закрепления шины, отсутствие травмы слизистой оболочки десны.
Шинирование по методу Вихрова-Слепченко
Назубные стандартные шины.
Для изготовления индивидуальных проволочных шин необходимы хорошие мануальные навыки. Их изготовление требует больших затрат времени и частого примеривания к зубной дуге. Особенно трудно их изгибать при аномалиях прикуса, дистопии зубов и др. Учитывая вышесказанное, были предложены стандартные шины, которые изготавливаются в заводских условиях, не нуждаются в изгибании зацепных петель и упрощают шинирование. В России стандартные ленточные шины предложены В.С. Васильевым. Шина сделана из тонкой плоской металлической ленты шириной 2,3 мм и длиной 134 мм, на которой имеется 14 зацепных петель. Шина легко изгибается в горизонтальной плоскости, но не гнётся в вертикальной. Шину Васильева обрезают до необходимых размеров, изгибают по зубной дуге так, чтобы она касалась к каждому зубу хотя бы в одной точке, и привязывают лигатурной проволокой к зубам. Достоинство шины в быстроте её наложения. Недостатком является невозможность её изгибания в вертикальной плоскости, что не позволяет избежать травмирования слизистой оболочки в боковых отделах челюстей из-за несоответствия шины кривой Шпее. Для одночелюстного шинирования эта шина не годится вследствие низкой прочности. За рубежом имеются различных конструкций стандартные шины из стальной проволоки (шины Винтера) и полиамидных материалов, которые можно изгибать в любых плоскостях. Шины производятся с заранее сделанными зацепными крючками.
Техника шинирования зубов
Установка несъемных шин из металла, стекловолокна или арамида практически всегда проходит по схожему сценарию.
- Консультация, определение показаний и противопоказаний.
- Профессиональная читка зубов, протравливание эмали специальным раствором.
- Формирование бороздки на эмали для крепления шины (в некоторых случаях этого можно избежать).
- Первичная фиксация шины с помощью стоматологического клея.
- Нанесение композитного материала.
- Просвечивание композита ультрафиолетовой лампой до затвердевания.
- Шлифовка шины.
Процедура шинирования при травмах и переломах проводится под руководством челюстно-лицевого хирурга и отличается от классической методики конструкцией шины и способом ее фиксации. Установка индивидуальной ретенционной капы требует снятия слепков.
Особенности шинирования жевательных и фронтальных зубов
Концептуально процедура шинирования одинакова для моляров и резцов, однако чисто с технической точки зрения есть нюансы. Шинирование передних нижних зубов позволяет установить шину с лингвальной стороны, тогда как на верхние фронтальные зубы она обычно накладывается на вестибулярную поверхность. Именно поэтому в области передних зубов верхней челюсти предпочтительно использовать более эстетичные стекловолоконные шины. Шинирование боковых зубов (моляров) требует установку шины на жевательную поверхность. Подобные нюансы объясняются анатомическими и функциональными особенностями различных групп зубов, которые необходимо учитывать для достижения оптимального результата.
Внимание!
Если процедура была проведена квалифицированным врачом и прошла без осложнений, эффективность лечения будет высокой. Процесс привыкания может сопровождаться дискомфортом и проблемами с дикцией. Некоторые пациенты жалуются, что после шинирования болят зубы. В течение нескольких дней боль и дискомфорт должны практически полностью исчезнуть. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.
Лечебная иммобилизация отломков челюстей с помощью шин лабораторного изготовления
Шины лабораторного изготовления относят к ортопедическим методам иммобилизации. Они выполняют как самостоятельую функцию иммобилизации, так и могут быть дополнительным приспособлением при различных хирургических способах скрепления отломков. К съёмным ортопедическим конструкциям относятся зубонаддесневые шины (простая или с наклонной плоскостью зубонаддесневая шина Вебера, шина Ванкевич, шина Ванкевич-Степанова) и наддесневая шина Порта. К несъёмным ортопедическим конструкциям относят назубные капповые шины с фиксирующими элементами различных модификаций. Показания к применению шин лабораторного изготовления: — тяжёлые повреждения челюстей со значительными дефектами костной ткани, при которых не производится костная пластика челюсти; — наличие сопутствующих заболеваний у пострадавшего (сахарный диабет, инсульт и др.), при которых применение хирургических методов иммобилизации противопоказано; — отказ больного от оперативного закрепления отломков; — необходимость дополнительной фиксации отломков одновременно с использованием проволочных шин. Для изготовления лабораторных шин необходимы условия: зуботехническая лаборатория, специальные материалы. Зуботехническую работу осуществляют зубные техники.
Простая зубонаддесневая шина Вебера.
Может применяться самостоятельно или как один из основных элементов при использовании метода окружающего шва при переломах нижней челюсти. Шину Вебера используют при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита или после операций резекции нижней челюсти по поводу опухоли. В этих случаях длительное ношение шины (в течение 2-3 мес) может привести к ликвидации выраженного бокового смещения нижней челюсти после снятия шины. Шину Вебера готовят лабораторным путём, предварительно сняв слепки с отломков челюстей. Для предотвращения бокового смещения отломков на ней делают наклонную плоскость в области моляров. Можно изготовить шину непосредственно во рту больного из быстротвердеющей пластмассы.
Шина Ванкевич и шина Ванкевич-Степанова.
Представляют собой зубонаддесневые шины с опорой на альвеолярный отросток верхней челюсти и твёрдое нёбо. Имеет в боковых отделах две обращённые вниз наклонные плоскости, которые упираются в передние края ветвей или в альвеолярную часть боковых отделов тела нижней челюсти преимущественно с язычной стороны и не позволяют отломкам нижней челюсти смещаться вперёд, вверх и внутрь. Применяют шину Ванкевич для фиксации и предупреждения бокового и вращательного смещения отломков нижней челюсти, особенно при значительных её дефектах, за счёт упора наклонных плоскостей в передние края ветвей челюсти. Шина Ванкевич в модификации Степанова отличается тем, что вместо верхнечелюстного базиса имеется металлическая дуга, как у бюгельного протеза. Шину Порта применяют в случае перелома беззубой нижней челюсти без смещения отломков и отсутствия у больного съёмных зубных протезов и зубов на верхней челюсти. Шина представляет собой две базисные пластинки на каждую челюсть по типу полных съёмных протезов, жёстко соединённых между собой в положении центральной окклюзии. В переднем отделе шины имеется отверстие для приёма пищи. Шину Порта используют в сочетании с ношением подбородочной пращевидной повязки.
Капповые назубные шины с фиксирующими элементами.
Применяют для иммобилизации отломков нижней челюсти при наличии дефекта костной ткани в пределах зубного ряда, когда на отломках имеется достаточное количество устойчивых опорных зубов. Эти шины состоят из металлических колпачков, припасованных к зубам нижней челюсти. Колпачки спаивают между собой и фиксируют на зубах каждого отломка. С помощью различных замков (штифты, рычаги и т.д.) отломки после их репозиции закрепляют на срок, необходимый для консолидации. Зубы, используемые для шинирования, не препарируют.